Фосфорическая женщина (staruska) wrote,
Фосфорическая женщина
staruska

Язычники (реж. Валерия Суркова)

на моей памяти это уже третьи Язычники: первые были - прокопьевские (там, местами были очень интересные моменты - так, синяки на теле Кристины - то и дело оборачивались ранами кровавыми, а если трактовать это как стигматы - т.е. в бытовое действие надстраивался сложный такой план, что за всех за нас она страдает), 2е - в театре Ермоловой (про них - у меня рука даже не поднялась написать что-то:)) а нехорошие предчувствия возникли еще тогда, как я услышала что репетировать будет Каменькович - это что у нас  -главный спец по новой драме, что его аж из другого театра надо было отрывать от производства?:).

Язычники в Театре.док интересны прежде всего тем, что в отличие от предыдущих двух версий, демонстрировавших более очевидную в пьесе душевную связь дочери с отцом (музыкантом-неудачником с тонкой душевной организацией), здесь - скорее более сильная связь идет с матерью. Елена Нестерова, играющая мать, суетясь по своим риэлтерским делам - не забывает кинуть на дочь обеспокоенный взгляд. И в кульминационной сцене за столом, катализировавшей попытку самоубийства - неслучайно дочь прежде всего взывает к матери а не к мягкохарактерному отцу (тот сидит-подавлен женским царством в лице жены и для кучи понаехавшей не менее властной матери). И нельзя сказать, что такие тесные отношения Кристины с матерью  - поперек текста: это по уже сложившейся традиции  обычно играют в финале "волшебное прозрение" матери, а на самом деле, ясное дело, что материнское сердце всегда обеспокоено, а в финале после такой встряски просто происходит окончательная выверка жизненных координат.


Еще мне понравилось, что в доковской версии выведен за скобки персонаж учителя - он свое дело сделал, а как теперь расхлебывать - про то и спектакль. (в прокопьевском спектакле учитель был - но в гомеопатических дозах

а вот в ермоловском - учитель раздут непомерно - он там то и дело прерывает действие на сцене и в лучших традициях интерактива 80-х (с душком:) - разглагольствуя, шарахается по центральному проходу зрительного зала (с трубкой в зубах - для пущего эффекта:). В общем,  там пьеса поставлена в губительном для нее ключе "театрализация жизни" *но физподготовка Кристины Асмус - уважение внушает*

Смыслово верным чувствуется и решение вывести за скобки и персонаж священника, и вообще всю эту линию с коррумпированной церковью. Когда по опять же сложившейся традиции ее преподносят тенденциозно и густобытово - это очередное разоблачение церви производит впечатление наивного театра. "Америку открыли", - думается устало в таких случаях:).
И несмотря на то, что антиклерикальная тематика, и соответственно, персонаж богомольной бабки - в этой версии задвинут на второй план, это из всех трех постановок - самая точная актерская работа - без грубого вторжения и шаржированного православного напора, а со спокойной уверенностью такой. Ну неудивительно, что эта роль так хорошо вышла - ее Татьяна Владимирова играет, из театра эт сетера, мощная актриса (в эт сетера в Пожарах - весь холодящий и раздирающий душу спектакль собой скрепляет).


В общем, это спектакль - не про антицерковную борьбу, а про семью и то, как родители ребенка проморгали - старая как мир история. Переходный возраст и несчастная любовь - это вам не фунт изюму.
По ходу действия есть тонкие бытовые наблюдения - так, мать семейства, стараясь особо не привлекать к себе внимания, торопливо подкрашивает черным фломастером свои гламурные но уже видавшие виды сапоги на шпильке - и с благосостоянием этой семьи сразу все становится ясно. А на надбытовой уровень выводят действие финальные брехтовские  монологи-обращения в зрительный зал (монолог Кристины о черной вороне - самый сложный для исполнения момент в пьесе) + декорации (а точнее, свет). Это спектакль из серии спектаклей, которые смотришь и вообще не замечаешь что декораций нет, но все-таки здесь они есть - когда черную коробку вдруг заполняет молочный свет, льющийся из окон и сразу создающий эффект другого измерения, такого как в фильмах Тарковского.


*и здесь мне еще - тоже - изгиб отца со шторкой нравится:)


и музыкальный ряд там в тему - меня ждет на улице дождь..




Tags: theatre4theatre
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments